Обращение на имя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по здравоохранению,
физической культуре, семейной и молодежной политике Цецохо А.В. в поддержку законодательной инициативы заместителя председателя
Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по вопросам экологии, природопользования и
чернобыльской катастрофы Николая Михайловича Иванченко с предложением исключить на законодательном уровне алкоголь из перечня пищевых продуктов.
В декабре 2015 года было подготовлено и отправлено коллективное обращение с предложением исключить на законодательном уровне алкоголь из перечня пищевых продуктов. В поддержку обращения было собрано 1153 подписи.
В настоящее время Минздравом осуществляется подготовка новой редакции Закона РБ "О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых
продуктов для жизни и здоровья человека". Поэтому обращение направлено в Минздрав для рассмотрения и возможного учета предложений при дальнейшей
работе над проектом Закона.
В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011,
принятым решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. №880,
алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива) отнесена к пищевой продукции (абзац 26 статьи 4).
Исходя из положений Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), подписанного в г.Астане 29 мая 2014 г.,
технические регламенты ЕАЭС имеют прямое действие на территории ЕАЭС, а их применение и исполнение
в государствах-членах ЕАЭС без изъятий является одним из принципов, в соответствии с которым осуществляется техническое регулирование в рамках ЕАЭС
(часть первая пункта 2 статьи 52, подпункт 3 пункта 1 статьи 51 Договора).
Основной целью подготовки законопроекта определена необходимость приведения норм
Закона РБ от 29.06.2003 "О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых
продуктов для жизни и здоровья человека" с международно-правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу
Таможенного союза и Единого экономического пространства
(пункт 24 плана подготовки законопроектов на 2014 год, утвержденного Указам Президента РБ от 27.12.2013 №572).
Наши предложения по внесению изменений и дополнений в Закон РБ "О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых
продуктов для жизни и здоровья человека" будут проработаны на ближайшем заседании рабочей группы с участием членов Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по здравоохранению,
физической культуре, семейной и молодежной политике, Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре
и социальному развитию и иных заинтересованных органов государственного управления.
МВД выражает благодарность за активную гражданскую позицию. МВД на постоянной основе инициируются меры по ограничению доступности спиртного,
которые, как показывает мировой опыт, являются одним из действенных правовых механизмов в данной работе и в целом поддерживаются заинтересованными.
Отношения в области торговли и общественного питания относятся исключительно к компетенции Минторга.
Закон РБ "О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека"
относится к компетенции Минздрава. По мнению Минторга: запреты продажи и рекламы не влияют на сокращение потребления алкоголя, главное - стимулирование
снижения спроса на алкоголь, в том числе через общественное мнение, путем активного
использования мер мотивации здорового образа жизни. Системный подход, включающий реализацию образовательных, культурных, спортивно-оздоровительных,
воспитательных, информационно-пропагандистских мероприятий, а также мероприятий по ограничению доступа несовершеннолетних и молодежи к пореблению алкогольных
напитков способен эффективно противодействовать этой пагубной привычке.
Минздрав в полной мере разделяет обеспокоенность проблемой потребления алкоголя. Считает, что выведение алкогольной продукции за рамки "пищевой"
может повлечь ряд негативных последствий: снизить уровень контроля ее качаства и безопасности, увеличить риск распространения
фальсифицированной продукции.